Ядерный контроль: О МЦОУ, Банке НОУ и рынке обогащения урана
Блиц-интервью с российскими и зарубежными экспертами о достижениях и перспективах МЦОУ. Часть 3
Спустя 10 лет после создания МЦОУ в Казахстане был запущен аналогичный проект – Банк низкообогащенного урана МАГАТЭ – который встретил поддержку руководства МЦОУ. Можно ли сказать, что рынок услуг в области обогащения урана теперь перенасыщен или все еще остается необходимость в создании сети таких центров, как допускал изначально президент Путин, выступая с инициативой по МЦОУ?
Владимир Кучинов, советник генерального директора ГК «Росатом»:
Действительно, в настоящее время существующие мощности по обогащению урана превышают потребности мировой атомной энергетики в обогащенном уране. В этой связи страны, развивающие атомную энергетику, могут гарантированно удовлетворять свои потребности на имеющемся рынке услуг по обогащению урана. Однако и в этом случае деятельность международных центров, подобных МЦОУ, может быть привлекательна для стран, особенно в региональном контексте. В будущем, с развитием мировой ядерной энергетики, с увеличением спроса на обогащенный уран и включением в орбиту атомной энергетики стран, не обладающих технологиями в области ядерного топливного цикла, может создать предпосылки для практической реализации идеи международных центров в области предоставления услуг в ядерном топливном цикле, как это предлагалось в Инициативе Президента Российской Федерации от 2006 года. В этой связи практический опыт, накопленный МЦОУ, как представляется, может быть востребован.
Валерий Бычков, независимый эксперт, сотрудник департамента гарантий МАГАТЭ (1981-1985, 1987-2007):
Следует отметить, что МЦОУ и Казахстанский банк не предоставляют реакторного топлива в виде окончательного изделия, то есть топливной сборки. Поэтому существует потенциал для дальнейшего экономического сотрудничества стран, являющихся нынешними и будущими участниками МЦОУ, в деле доведения ядерного материала до топливных сборок реакторов различной конструкции. Это был бы реальный шаг в направлении регионального ЯТЦ, который привёл бы, в том числе, к дальнейшему укреплению режима нераспространения.
Михаил Лысенко, доцент МГИМО, директор департамента международного сотрудничества ГК «Росатом» (2008-2014):
Полагаю, что необходимости в создании новых центров сейчас нет. Рынок ядерного топлива стабилен и достаточен. Перспектив резкого наращивания глобальной атомной энергетики в обозримый период нет.
Александр Чебан, научный сотрудник Одесского центра по вопросам нераспространения:
В меру развития ядерных программ стран-новичков интерес к МЦОУ будет расти, но как представляется, не слишком резко, и создание новых МЦОУ вряд ли понадобится. Проблема в том, что прогнозы по поводу возможного резкого скачка в развитии мировой ядерной энергетики вряд ли сбудутся. Даже от физиков- ядерщиков приходится слышать, что в будущем ядерная энергетика может быть потеснена более дешевыми видами энергетики. Например, сейчас возрастает потенциал биоэнергетики, когда в тропических странах появляется возможность массового выращивания водорослей, которые могут использоваться в качестве топлива. Последствия чернобыльской и фукусимской трагедий тоже будут неблагоприятно сказываться на дальнейшем развитии ядерной энергетики. Пример той же Германии показывает, что развитая страна в принципе может обходиться без ядерной энергетики. Поэтому, как представляется, новые МЦОУ не будут появляться, но в меру медленного развития ядерной энергетики в некоторых странах, рынок услуг в этой области перенасыщенным тоже не будет, по крайней мере в ближайшее время.
Али Солтание, советник главы Организации по атомной энергии Ирана, представитель Ирана в МАГАТЭ (1982-1987, 2006-2013):
Приветствую любую инициативу – такую как МЦОУ – которая подразумевает недискриминационные, гарантированные и долгосрочные поставки ядерного топлива для мирных целей без ущерба неотъемлемому праву какой-либо страны иметь обогатительную программу, если она примет такое решение. При этом Банк низкообогащенного урана МАГАТЭ в Казахстане частично дублирует [МЦОУ в этом плане].
Тарик Рауф, координатор МАГАТЭ по вопросам, касающихся многосторонних подходов к ядерному топливному циклу, гарантийного запаса низкообогащенного урана под управлением МАГАТЭ в Ангарске, Банка низкообогащенного урана под управлением МАГАТЭ в Казахстане, а также гарантий в отношении поставок ядерного топлива (2003-2012):
Хранилище для Банка низкообогащенного урана, который находится во владении и под управлением МАГАТЭ, было открыто 29 августа 2017 года и расположено на Ульбинском металлургическом заводе в Усть-Каменогорске, в Казахстан. В настоящее время МАГАТЭ находится в процессе объявления тендеров на покупку 60 тонн низкообогащенного урана (НОУ). МЦОУ вполне мог бы обогатить природный уран из Казахстана на площадке Ангарского электролизного химического комбината (АЭХК), а затем поставить его МАГАТЭ по коммерчески выгодной цене и без ограничений на дальнейшую поставку НОУ другому государству-члену этой организации [при том, что оно соблюдает требования МАГАТЭ]. Если бы МАГАТЭ выбрало МЦОУ в качестве такого поставщика, это повысило бы роль МЦОУ в контексте многосторонних подходов к ядерному топливному циклу (ЯТЦ) и гарантий в отношении поставок ядерного топлива. Государствам-членам МЦОУ – Армении, Казахстану, Российской Федерации и Украине – нужно настоять на том, чтобы МАГАТЭ приобрело услуги по обогащению урана для Банка НОУ в Казахстане у МЦОУ – иначе МАГАТЭ поступило бы в ущерб идее многосторонних подходов к ЯТЦ. В настоящее время перспективы создания дополнительных международных центров ЯТЦ остаются неблагоприятными, однако Россия и МЦОУ могли бы при поддержке Казахстана и Украины взять на себя ведущую роль, предложив международное сотрудничество на конечной стадии ЯТЦ для переработки отработавшего ядерного топлива.
вернуться к списку