«МЦОУ: ЗАПАС НАДЕЖНОСТИ»

27 июня 2011

Международный центр по обогащению урана (МЦОУ) был создан в рамках реализации инициативы Президента России о формировании глобальной инфраструктуры в области атомной энергетики для обеспечения равного доступа всех заинтересованных стран к мирному использованию атомной энергии при надежном соблюдении режима нераспространения. 10 мая 2007 года в Астане было подписано межправительственное соглашение о создании МЦОУ, который как юридическое лицо был зарегистрирован 5 июля того же года в г. Ангарске. Сегодня в штате Международного центра по обогащению урана, созданного почти 4 года назад, всего двенадцать сотрудников. Но впереди у центра, по мнению его генерального директора Алексея ЛЕБЕДЕВА, большое будущее. О некоторых итогах первых лет работы компании, ее сегодняшних задачах и планах наш с ним разговор.

– Алексей Евгеньевич, так какую дату вы считаете днем рождения предприятия?

– День подписания соглашения – 10 мая. Юридические лица появляются постоянно, но аналогов нашему предприятию практически нет, и соглашение создало правовую основу его существования. Все фактически приходилось начинать с чистого листа. Идея-то была понятна: создание механизма укрепления международных гарантий, обеспечение обязательств по поставкам и как результат – способствование развитию мирной атомной энергетики. А вот КАК это все выстраивать – было tabula rasa.

Собственно, первые 2–2,5 года ушли на формирование предприятия, и только в прошлом году мы добились ощутимых результатов. Особую роль в этом сыграло налаживание сотрудничества с МАГАТЭ. Как известно, в конце марта прошлого года в Вене было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Агентством о создании на территории России физического запаса низкообогащенного урана и его поставках государствам-членам МАГАТЭ. В соответствии с этим соглашением низкообогащенный уран из гарантийного запаса поставляется по запросу генерального директора Агентства по атомной энергии в страны, поставки ядерного топлива в которые прекращены чисто по политическим мотивам.

– Правильно ли я понимаю, что основная цель МЦОУ – поставка обогащенного урана тем странам, где нет собственных обогатительных комбинатов?

– Совершенно верно. Обогащение урана – это типичная технология двойного назначения. Можно обогащать уран для мирной атомной энергетики, а можно – для создания атомной бомбы. Разница только в степени обогащения. Поэтому международное сообщество предлагает странам, начинающим свой путь в атомной сфере, добровольно отказаться от строительства собственных обогатительных мощностей. А взамен они имеют гарантию от МАГАТЭ, что в случае отказа в поставках ядерного топлива по политическим мотивам такое государство немедленно получит низкообогащенный уран для обеспечения бесперебойной работы своей атомной станции.

Таким образом, страна-член МАГАТЭ, причем не обязательно акционер МЦОУ, отказавшись от развития технологии обогащения, получает возможность избежать значительных затрат на получение ноу-хау, проектирование и строительство собственных обогатительных мощностей, а также снизить собственные политические, технические и финансовые риски. При этом участие в МЦОУ никоим образом не наносит государству ущерба в плане его независимости: оно вправе в любой момент принять иное решение в отношении развития своего собственного ядерного топливного цикла.

– Наверное, самый очевидный пример – Иран?

– Еще недавно Иран был чаще всего на слуху. Но это может быть любая страна, имеющая на своей территории действующую АЭС.
Назначение станции – производство электроэнергии и тепла на благо мирного населения, так как на АЭС с водо-водяным реактором при всем желании плутоний не наработаешь. И если бы такая станция была уже построена, например, в Ливии, или Йемене, или Сирии, то есть в странах, где политическая ситуация в этом году весьма напряженная, то весьма велика вероятность, что на поставки туда топлива по политическим мотивам был бы наложен запрет.

То есть АЭС остается без топлива, а население – без света. Вот тогда механизм, заложенный в соглашение между Россией и МАГАТЭ, и начинает работать. Страна, подвергнутая дискриминации, обращается к генеральному директору МАГАТЭ, который в свою очередь обращается к МЦОУ и Правительству Российской Федерации. Агентство покупает у МЦОУ топливо в необходимом количестве и продает его заказчику.

В подтверждение наших соглашений практически за полгода на территории Ангарского электролизного химического комбината была
подготовлена площадка для склада. В его создание внесли огромный вклад как Госкорпорация «Росатом», так и комбинат. Мы все время ощущали поддержку со стороны руководства АЭХК, и любые наши пожелания всегда встречали понимание. Официальная приемка склада состоялась 18 ноября прошлого года, еще через 8 дней на нем уже стояло 68 контейнеров со 120 тоннами гексафторида урана различного обогащения: от 2,0 до 5 %.

В декабре МАГАТЭ провело полномасштабные инспекции склада со всеми необходимыми составляющими и взяло его под свои гарантии. Тем самым обязательства России по созданию гарантийного запаса были полностью исполнены.

– Как определялись необходимый объем урана и его обогащение?

– Было принято решение, что объем гарантированного запаса урана должен быть достаточен для двух перегрузок реактора мощностью 1 ГВт типа российского ВВЭР-1000. При этом было поставлено условие наличия в его составе не менее 30 % урана с обогащением не менее 4,5 %. Исходя из этого и формировался гарантийный запас.

– Совсем недавно в прессе прошли сообщения о вывозе проб урана со склада МЦОУ в Вену. Какова цель этого мероприятия?

– Передача проб урана МАГАТЭ – одна из составляющих мероприятий по подтверждению гарантий.

Есть три уровня проверок со стороны Агентства. Первый уровень подразумевает посещение склада инспектором, выявляющим соответствие числа контейнеров заявленному, то есть наличие их на месте в полном объеме. Таким образом, на первом уровне учетной единицей является контейнер. На втором уровне проверяется наполненность каждого контейнера гексафторидом урана, то есть масса каждой учетной единицы должна оставаться постоянной. И соответственно на третьем уровне определяется степень обогащения содержимого контейнеров. Если во время инспекции первого и второго уровня можно использовать методы неразрушающего контроля, т.е. не вскрывая контейнеров и не беря проб, то соответствие изотопного состава можно определить только путем отбора проб. Лабораторный анализ должен подтвердить, что из данного контейнера никакого изъятия не произошло, а количество хранящегося в нем материала и его качество соответствуют заявленному. Причем в соответствии с уставом МАГАТЭ проводить анализ можно только в единственной аккредитованной лаборатории под Веной.

Такие инспекции теперь будут регулярными, как минимум один раз в год.

Помимо этого склад опечатан специальными пломбами, в режиме нон-стоп ведется постоянный видеоконтроль территории складской площадки с передачей данных в МАГАТЭ.

– А коммерческой деятельностью МЦОУ планирует заниматься?

– Коммерческую деятельность планируем начать в этом году – предполагается первая поставка обогащенного урана в Украину. В
качестве исходного сырья будет выступать природный уран, добываемый в Желтых Водах. Схема поставок пока обсуждается, но в
ближайший месяц надеемся завершить переговоры.

Как известно, ОАО «ТВЭЛ» выиграло тендер на строительство в Украине завода по производству ядерного топлива, который планируется ввести в строй в концу нынешнего десятилетия. После ввода его в эксплуатацию обогащенный уран будет поступать туда из МЦОУ.

В перспективе любая страна-акционер МЦОУ будет иметь право на получение обогащенного урана. Конечно, мы не планируем заниматься демпингом на атомном рынке, но разумные преференции для наших акционеров, безусловно, будут.

– А кто ваши акционеры сегодня? Как развивается МЦОУ?

– Как я уже говорил, Россия и Казахстан стали основоположниками центра. В начале октября прошлого года завершилось присоединение к МЦОУ Украины, уполномоченная организация которой – государственный концерн «Ядерное топливо» – стала акционером центра, получив 10 % акций. Завершается процесс присоединения Армении – уже прошел обмен нотами на уровне министерств иностранных дел. Я думаю, что в конце сентября ЗАО «Армянская АЭС» станет нашим полноправным партнером.

Кроме того, идут переговоры с рядом других стран, среди которых Южно-Африканская Республика, Вьетнам, Болгария, Объединенные Арабские Эмираты… Мы открыты для всех, кто планирует развивать у себя атомную энергетику.

– Привлекая их более дешевым ураном?

– Это одна сторона – коммерческая. И она – не главная. Как я уже сказал, МЦОУ – не инструмент расширения рынка поставок
российских ядерных материалов на мировой рынок за счет предложения более привлекательных ценовых условий. Гораздо важней
политическая сторона. Действительно, почему бы какому-нибудь государству не поддержать инициативу по нераспространению?
Присоединиться к ней? Это же в общем для государственного бюджета практически ничего не стоит, так как цена 10 %-го пакета акций – менее 100 тыс. долларов. Так что это еще дело престижа.

– Какой вопрос был самым сложным в практике МЦОУ?

– Вопрос ядерной ответственности. Его с МАГАТЭ обсуждали 2 месяца, пока наконец не нашли взаимоприемлемую формулировку. В итоге было принято решение, что ядерную ответственность за материал МЦОУ несет до того момента, пока груз в порту не будет поднят на корабль. Тогда российская ответственность кончается и начинается ответственность МАГАТЭ как покупателя.

– Каким вы видите МЦОУ через 10 лет, если все пойдет, как вы планируете?

– Я считаю, что МЦОУ должен сконцентрироваться на государствах, которые только заявили о своем намерении создавать атомную
энергетику и делать акцент на привлечении новых акционеров именно из этих стран. А их на самом деле столько, что пальцев на обеих руках не хватит, даже несмотря на события в Японии... И я надеюсь, что лет через 10 у МЦОУ будет не 3–4, а 10–12
акционеров из самых разных регионов мира.

Интервью А.Е. Лебедева  главному редактору газете «Атомпресса» А. Кузнецову

№23 (964) июнь 2011

 


вернуться к списку